1. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА.
2. ВЫБИРАЕМ ФАКТОРЫ.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ.
4. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ.
1. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА.
Сегментация рынка - процесс разбития потребителей и потенциальных потребителей
на группы (сегменты) по присущим им схожим параметрам.
Сегментация:
- географическая (часть света, страна, регион, природно-климатические условия),
- культурная (национальность, религия),
- демографическая (пол, возраст, семейное положение, состав семьи),
- политическая (структура власти, активность, стабильность),
- экономическая (образование, профессия, должность, доход),
- психологическая (отношение к себе, продавцу, товару, цене, доставке, продвижению),
- поведенческая (место покупок, частота покупок).
2. ВЫБИРАЕМ ФАКТОРЫ.
2. 1. Внешние факторы.
- Лидеры общественного мнения (ЛОМы).
- Семья.
- Друзья.
2. 2. Внутренние факторы.
- Мотивация - движущая сила.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ.
Производится на основании его философии и его идеологии.
Например, по склонности покупателей к инновациям (нововедениям).
Новаторы (2,5%) - любят инновационные идеи и продукты, имеют финансы для риска,
обладают разносторонними знаниями.
Ранние последователи (13,5%) - лидеры общественного мнения в социальных сетях,
являются моделью поведения для остальных.
Раннее большинство (34%) - следуют за последователями, сами не являются лидерами.
Позднее большинство (34%) - пессимисты, реагирующие тольно на экономическую
обоснованность, мало подвержены влиянию социума.
Опоздавшие (16%) - консерваторы, редко реагирующие на нововедения,
являются индикаторами падения жизненного цикла товара.
4. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ.
Теория мотивации МАСЛОВА.
Используется принцип последовательности и иерархичности потребностей.
Например.
"Одеваться не буду, пока не поем".
Соответственно продаем сначало еду, а потом одежду.
1. Физиологические потребности (воздух, вода, пища, секс).
2. Потребность в безопасности (одежда, жилье).
3. Социальные потребности (принадлежность к группе).
4. Потребность в уважении.
5. Потребность в самореализации.
Теория мотивации ФРЕЙДА.
Используется принцип хаоса потребностей - это когда человек не осознаяет
мотивов своего поведения.
"Это когда компьютер покупается для уважения окружающих, а не для самореализации".
1. Проводим психоанализ покупателя через:
- ролевые игры,
- интерпритацию картинок,
- завершение фраз,
- изучение ассоциаций на различные слова.
2. Определяем психологический портрет личности:
- мозг дятла - долбить, долбить, долбить.
- мозг ящерицы - укусить, убежать, затаиться.
- мозг собаки - положительные эмоции / отрицательные эмоции.
- мозг обезьяны - логика выгодно / не выгодно.
- мозг человека - нирвана, истерика, ступор.
Нарисовать портрет покупателя является не простой задачей, но решаемой.
1. На основании Стратегического планирования проводим сегментацию рынка.
2. Выбираем психологические и поведенческие факторы.
3. Составляем психологический портрет покупателя.
4. Составляем поведенческий портрет покупателя.
- "Покупатель любит покупать, но не любит, когда ему продают!"
- "Между жадностью и страхом - это нормальное состояние покупателя".
- "Покупатель - это "обезьяна с гранатой". Трудно предсказать, что он выкинет
в следующую секунду".
По этому, продавцу приходится:
- или дрессировать его (Стратегия А - проталкивания товара),
- или подыгрывать ему (Стратегия Б - притягивания покупателя),
- и то и другое (Стратегия В - комбинированная).
СЛОВАРЬ.
1. Портрет - изображение или описание человека или группы людей.
2. Покупатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату.
3.
4.