УРОК 4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ.
1. ПРИЕМЫ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ.
2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ.
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ В ЖИВОПИСИ.
4. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
5. ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ.
4. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Мелодия, кульминация, ритм, темп, лад, аккорд, гармония, тембр, диапазон, регистр.
Музыкальные приёмы (средства музыкальной выразительности) включают использование мелодии, ритма, лада, темпа и тембра. Эти элементы помогают создать художественный образ произведения и передать эмоции слушателям.
МЕЛОДИЯ — это одноголосная последовательность звуков, которая воспринимается как единое целое. Она часто является центральным элементом композиции, вокруг которого строятся остальные элементы.
РИТМ — это чередование звуков различной длительности, которое образует определённую последовательность. Он создаёт ощущение времени и движения, помогает слушателю понять, где начинается и заканчивается мелодия.
ЛАД — это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая создаёт определённое звучание. Например, мажорный лад делает музыку более радостной и светлой, а минорный — более глубокой и меланхоличной.
ТЕМП — это скорость исполнения произведения, которая измеряется ударами в минуту (BPM). Он влияет на восприятие слушателем, даже одна и та же мелодия в зависимости от скорости проигрывания будет звучать по-разному.
ТЕМБР — это окраска звука, благодаря которой различаются особенности звучания инструментов, вокальных голосов и их сочетаний. Он усиливает эмоциональное воздействие музыки, помогает осознавать её смысловые оттенки.
Эпитеты. Определение, выделяющее характерные свойства предметов, явлений.
Пример: «Висячие ветки садовых деревьев били Павла по лицу».
Метафора. Скрытое сравнение, употреблённое в переносном значении на основе сходства. Пример: «Пётр Великий прорубил окно в Европу».
Гипербола. Образное преувеличение.
Пример: «Тысячу раз тебе говорил, Маша — сама скромность».
Метонимия. Подмена понятий на основе смысловой связи.
Пример: «Готов съесть тарелочку супа» (так как ест человек не тарелку, а суп).
Анафора. Повторение языковых элементов: звуков, слов или групп слов в начале
каждого параллельного ряда.
Пример: «Гриша там был. Гриша всё видел. Гриша всё знает».
Эпифора. Повторение звуков, слов или словосочетаний в конце стихотворных строк
или прозаических фраз.
Пример: «Там был Гриша. Всё видел Гриша. Всё знает Гриша».
Оксюморон. Разновидность парадокса, сочетание несочетаемых явлений.
Пример: «Живой труп, холодное пламя».
Антитеза. Противопоставление идей и явлений.
Сравнивает идеи, помогая осветить достоинства каждой.
Пример: «Это было худшее время, наступившее после лучшего времени».
Инверсия. Обратный порядок слов. Придаёт тексту поэтичности.
Пример: «Твоих оград узор чугунный», вместо привычного порядка
«чугунный узор твоих оград».
Ирония. Применение слова в переносном ключе с целью насмешки.
Пример: «Силен, силен — мужик!» (говоря о слабом человеке).
Сарказм. Колкая разновидность иронии с оттенком горечи.
Приём направлен на жёсткую критику чего-либо.
Пример: «Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны признать за образцы?
Не те ли, грабительством богаты?».
Параллелизм. Сложение текста одинаковыми грамматическими конструкциями.
Пример: «В синем море звёзды блещут, В синем море волны хлещут».
Парцелляция. Членение предложения на самостоятельные части.
Создаёт эффект паузы.
Пример: «Мою сумку. Он забрал. А мне что делать? Назад не отдал же».
Эллипсис. Пропуск незначащих слов предложения.
Побуждает читателя додумывать смысл предложения.
Пример: «Немцы села — в пепел, города — в руины».
Умолчание. Намеренная незавершённость фразы, придающая драматичность сюжету.
Пример: «Грише необходимо улететь в Европу, но денег на счету недостаточно, поэтому».